столица единого Российского государства
Новый расцвет, уже в качестве столицы единого государства, Москва пережила в годы правления великого князя Ивана iii (1462-1505).
В 1480 г. Северо-Восточная Русь освободилась от власти Орды, а Московское государство стало независимым, самодержавным, Иван iii стремился превратить Москву в "третий Рим" взамен утратившего свое значение Константинополя (Царьграда). С конца xv в. на печатях московского государя появляется византийский двуглавый орел, который сочетается с прежним гербом - изображением Георгия Победоносца.
Доктрина превращения Москвы в "третий Рим", тесно связанная с версией о происхождении московских великих князей от римских императоров, возлагала особую мессианскую роль на московских государей, охранителей "большого" православия и покровителей всех православных.
В посланиях великому князю Василию iii (Иван iii лишил своего внука Дмитрия Ивановича наследства и передал великое княжение старшему сыну от второго брака с Софьей Палеолог Василию iii Ивановичу) монах Филофей, один из авторов этой доктрины, писал: "Да весть твоя держава, благочестивый царь, яко вся царства православных христианские веры снидошася в твое едино царство. Един ты во всей поднебесной христианом царь... Яко два Рима положа, а третий стоит, а четвертому не быти, - уже твое христианское царство иным не останется..."
В столице крепнущего Русского централизованного государства в больших масштабах развернулось строительство укреплений и храмов, грандиозная перестройка Кремля, и, прежде всего, его соборов. Тогда же было положено начало оформлению Красной площади, которая до xvi в. называлась Торгом, потом Троицкой, после пожара 1571 г. Пожаром, а уже со второй половины xvii в. получила название "Красная".
Появляется доктрина "Москва - третий Рим".
Усиление Великого Московского княжества в раздробленной разобщенной Руси во второй половине xv в. было обусловлено рядом причин.
Во-первых, огромную роль сыграл рост оборонительных усилий всех русских людей перед лицом иноземных поработителей.
Во-вторых, Русская Православная Церковь проводила целенаправленную политику по усилению религиозной веры в народе, прославляла князей, мужественно отстаивавших родину от иноземных захватчиков. На их героических примерах подчеркивала значение верности христианству, вела активную миссионерскую деятельность с целью христианизации русского и нерусского населения на окраинах, идеологически доказывая господствующее положение православия по сравнению с другими религиями. И хотя Церковь не занимала позицию безоговорочной поддержки объединения русских земель (внутри нее шла острая борьба), свою положительную роль в этом деле она, несомненно, сыграла.
И, наконец, в-третьих, неоценимое значение имели последовательные, упорные и умелые действия московских великих князей по собиранию Русских земель (на службу к Ивану iii просились православные князья из Литвы, в которой в xv в. росло влияние Польши).
В результате двух войн с Литвой (1500-1503 гг. и 1507-1508 гг.) Иван iii и Василий iii овладели 70 волостями и 25 городами, лежащими в верхнем течении Оки, Десны с притоками и Днепра, в том числе Черниговым, Брянском, Рыльском, Путивлем. В 1514 г. Василию iii удалось отвоевать Смоленск. Это был очень крупный успех Москвы, существенно укрепивший западные границы молодого Русского государства.
В xv в. Москва стала крупнейшим культурным центром, где развивались наука и искусство. Еще в начале xv в. в одном из московских монастырей жил и создавал свои замечательные произведения великий русский иконописец Андрей Рублев. В Москве создавались лучшие книги того времени, переписанные от руки. Московские переписчики славились не только на Руси, но и за ее рубежами. В xvi в. в Москве был создан новый летописный свод. В 1553 г. построен Печатный двор на Никольской.В xv в. Москва стала крупнейшим культурным центром.
Одним из важнейших событий в истории Руси стало венчание первого царя, 17-летнего великого князя Иоанна iv Васильевича (впоследствии Грозного). Восшествие его на престол получило церковное благословение митрополита Макария и "всего освященного Собора русскыя митрополии..." А в 1561 г. была получена от Вселенского Константинопольского патриарха Иосафа благословенная грамота за подписью 37 иерархов Восточной Православной Церкви, подтверждавшая царское звание Иоанна iv Васильевича.
Но в грамоте оговаривалось, что "совершенное митрополитом Макарием не может быть крепко и что только Римскому и Константинопольскому первосвященникам дано преимущество венчать царей". Это замечание грубо оскорбило русских: патриарх, сам нуждавшийся в признании своего сана от турка, присваивает себе право дать или не дать царский титул государю свободного православного Русского царства - прямого наследника павшей Византийской империи.
Поэтому после смерти Ивана Грозного в 1584 г. московские власти делают усилия для появления на Руси первосвятителя, поскольку считали, что царская власть станет общепризнанной, когда появится высший церковный иерарх. В 1589 г. в Москву из Константинополя прибыл патриарх Иеремия со свитой и при участии "всего священного Собора" епископов Русской Церкви возвел митрополита Иова на престол всероссийского патриарха. В 1589 г. Русская Православная Церковь стала автокефальной - знак свободы и значимости Русского царства.
ÇáãÝÖáÇÊ